Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Советы инструктора по физкультуре

Встаем на лыжи

Пожалуй, нет более доступного и благотворного вида спорта, чем ходьба на лыжах. Она полезна людям всех возрастов. Во время ходьбы на лыжах в работу вовлекаются почти все группы мышц, укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно- связочный аппарат. Но главное преимущество лыжного спорта над другими видами – это длительная и активная аэрация легких чистым воздухом, что имеет важное значение для жителей городов.

Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем лыжи, при условии, что на лыжах нужно ходить постоянно, а не от случая к случаю. Лыжные прогулки должны стать привычкой, необходимостью, совершать их рекомендуется 2–3 раза в неделю.

Детей можно обучать ходьбе на лыжах с 3 лет. Лучше всего воздействовать на ребенка личным примером родителей. После приобретения лыжной экипировки дайте ребенку походить на лыжах в комнате, привыкнуть к ним. Затем, по-прежнему в комнате, помогите малышу освоить повороты переступание на месте.

Затем выходите на улицу, и все названные выше приемы закрепляйте на снегу. Полезный прием на первых шагах обучения ребенка — буксировка малыша, стоящего на лыжах, за палку или на веревке по лыжне. Ребенок 4–6 лет в начале занятий способен самостоятельно пройти по лыжне расстояние до 0,5 км, постепенно это расстояние можно довести до 1,5–2,0 км.

Прогулки с ребенком на лыжах можно проводить только в безветренную погоду, при температуре не ниже –12 градусов. Необходимо следить, чтобы ребенок не вспотел. Одежда должна быть свободной, для детей лучше всего подходит комбинезон. Привалы для отдыха с ребенком от 3–6 лет рекомендуется устраивать через 0,5–1,0 км, длительность привала 5–10 минут.

Как выбрать лыжи и санки

Замерзли лужи. Выпал первый снег. Очень обра­довались малыши. Скоро можно будет кататься на санках и лыжах. Пора готовить санки и лыжи.

Но как их выбрать?

  • Выбрать санки очень просто —
  • Были бы они по росту,
  • Полоз крепкий и прямой.
  • Нравится? Неси домой!

Выбрать лыжи труднее. Выбирайте их внимательно, не торопитесь. Лыжи должны быть прямые, с ровной поверхностью. Очень важно выбрать лыжи и палки по росту вашего ребенка.

  • Перед тем, как встать на лыжи,
  • Посмотри на них поближе —
  • Надо руки вверх поднять
  • И по росту подбирать.
  • Лыжи, палки ты измерил,
  • Кольца, петли все проверил.

Пусть ваш ребенок поднимет руку вверх. Если он достал до носка, такие лыжи ему в самый раз, а длина палок — до уровня плеча. Трудно ходить на слишком длинных или коротких лыжах.

  • Быстрый бег не получился,
  • Мальчик в снег вдруг провалился.
  • В чем причина? Очень просто!
  • Лыжи много меньше роста.
  • Малыш шагает по дороге,
  • С трудом переставляет ноги.
  • В чем причина? Очень просто!
  • Лыжи много больше роста.

На таки лыжах ваш малыш далеко не уедет, да и с горки может упасть.

На палках должны быть прочные кольца. Они не дают палкам глубоко проваливаться в снег.

Петли на палках так же нужны. Без них трудно сильно оттолкнуться или даже можно не удержать палку в руке и потерять при спуске.

  • Если ты собрался в путь.
  • Про крепления не забудь.

Крепления могут быть металлические «жесткие» — для лыжных ботинок, «мягкие» — для валенок. Для малыша подойдут самые простые крепления к лыжам, т. е. носочный и пяточный ремень для обуви, чтобы лыжи не сваливались. Лучше, если пяточный ремень будет из полоски резины (от старой велокамеры или кусочек резинового бинта). С такими креплениями ребенок сам будет легко надевать лыжи.

Профилактика плоскостопия у ребенка (памятка для родителей)

Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение. Предлагаем комплекс специальных упражнений для профилактики плоскостопия.

Заключение о состоянии опорного свода стопы ребенка делается врачом-педиатром на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке.

В особой заботе нуждаются дети не только с плоской, но и с уплощенной стопой. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте стопа еще не сформирована, при плоскостопии существует опасность отрицательной динамики.

В дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого необходимо регулярно выполнять специальный комплекс упражнений.

Упражнения, предупреждающие развитие плоскостопия

Ребенок должен заниматься в спортивной форме босиком.

1. Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут взрослый (родитель) растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к пяточной области, затем массирует голени — от стопы к коленному суставу. Растирание выполняется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых пальцев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.

2. Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

«Сборщик». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. д.). Через 1-2 мин. упражнение следует повторить правой ногой.

«Художник». Карандашом, зажатым пальцами правой стопы, ребенок рисует различные фигуры на листе бумаги, придерживая его левой стопой. Через 30-50 сек.упражнение следует повторить правой ногой.

«Гусеница». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимает пятки к полу и в течение 30-50 сек. сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитируя движение гусеницы.

Упражнения с гантелями. Ребенок берет в каждую руку гантель (до 1 кг, в зависимости от возраста и физического здоровья ребенка), ставит ноги вместе, руки вниз. На счет 1 — приседает, вытягивает руки вперед. На 2 — встает, опускает руки. И так далее.

Исходное положение то же. На счет 1 — выпад правой ногой вперед, руки в стороны. На счет 2 — исходное положение. На 3-4 - тоже с левой ноги. Упражнение выполняется в течение 30-50 сек.

Ходьба. В течение 30-50 сек. ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы.

Бег. Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.

Укрепление мускулатуры ног и свода стопы

Долговременное пребывание, в положении стоя, продолжительная ходьба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также необходимо с детства. Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей, которые помогут достичь хороших результатов.

Катание мяча. Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его, то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно.

Катание чулка. Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив пальцы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямляет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими ногами одновременно.

Игра в шарики и кольца. Ребенок садится на пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять — пальцами правой ноги, пять — левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает кольца на шарики: пять — пальцами правой ноги, пять — левой.

Игра в мяч ногами. Упражнение выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно поиграть со взрослым (родителем).

Танец на канате. Ребенок идет по линии, которая нарисована на полу мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т.д.), удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню ставит вплотную перед другой. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, иначе можно «упасть вниз».

Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия способствуют спортивные игры на открытом воздухе (футбол, волейбол, гандбол). Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 °С) в течение 1-1,5 мин.

Регулярное выполнение этих упражнений поможет вашему ребенку всегда оставаться здоровым, активным, подвижным!!

Фитбол — гимнастика для дошкольников

Уважаемые родители, все Вы, хотели бы видеть своих детей счастливыми и жизнерадостными, а значит здоровыми. Комплексным показателем состояния здоровья детей является их осанка. В дошкольном возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды. Фитбол-гимнастика поможет вашему ребенку справиться с этими воздействиями.

Предупредить легче, чем лечить

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Гимнастика с использованием фитболов - новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей.

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см, для детей от 6 до 10-55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 900, значит мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создаст дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшит отток венозной крови.

И упражнение, и лечение

Упражнение на фитболах являются средством коррекции различных нарушений осанки. Лечебный эффект обусловлен, прежде всего, воздействием мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Посадка считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 900, голова приподнята и ее центральная линия совпадает с осью туловища, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксируют его ладонями сбоку или сзади, ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу. Неправильно, криво сидеть на фитболе невозможно, т.к. нарушается равновесие и теряется баланс.

При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют сидалищные бугры и крестец. Через крестец ритмические колебания распространяются по всему позвоночнику, включая область основания черепа. Это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости. Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖТК, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.

Упражнения, сидя на мяче, способствуют тренировке мышц тазового дна, функциональная несостоятельность которых часто выявляется при патологии мочевыводящей системы (энурез, опущение почек и внутренних органов и др.)

«Мельница»

Исходное положение: сидя на мяче, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, спина прямая.

Упражнение: а) двигать мяч под ягодицами в различных направлениях, играйте с ребенком, бросая ему мячик или другой предмет.

б) поочередно слегка приподнимать ноги и двигать ими в воздухе.

Внимание: вся подошва и пятка одной ноги должны всегда находиться на полу.

в) выполнять различные упражнения для рук и плечевого пояса; наклоны вперед, вправо и влево.

г) покачиваться на мячике.

«Стрелочка»

Исходное положение: стоя на коленях, мяч перед собой.

Упражнение: лечь на мяч, руки прямые в упоре. Бедра и голени упираются в мяч. Руки на ширине плеч, ладони находятся под плечевыми суставами. Удерживать это положение и медленно перекатывать мяч назад, отталкиваясь от пола руками.

Внимание: лицо смотрит в пол, ноги прямые.

Усложнение:

перекатиться на мяче, пока предплечья не окажутся на полу, локти расположены под плечевыми суставами, руки на ширине плеч. Вытянуть ноги вверх (ноги держать вместе).

а) когда ноги вверху, делать шаговые движения, затем снова соединять ноги вместе.

б) выполнять ногами движения, как при плавании кролем.

Внимание: удерживать спину прямой, не прогибаться в пояснице.

«Лягушка»

Исходное положение: стоя на коленях, мяч перед собой.

Упражнение: лечь на мяч, руки прямые в упоре. Руки на ширине плеч, ладони находятся под плечевыми суставами. Ноги согнуть в коленях, стопы соединить, удерживать это положение.

Усложнение: поочередно отрывать от пола одну из ладоней.

Внимание: лицо смотрит в пол, спина прямая.

«Самолет»

Исходное положение: стоя на коленях, мяч перед собой.

Упражнение: лечь на мяч, упор ногами, ноги на ширине плеч. Руки в стороны. Удерживать равновесие.

Усложнение:

а) вытянуть правую руку вперед и слегка вверх (чтобы она составляла единую линию с корпусом), ладонь повернута внутрь. Вытянуть левую руку назад, ладонь смотрит вверх.

б) вытянуть обе руки назад, ладони смотрят вверх.

в) вытянуть обе руки вперед, ладони смотрят внутрь, большие пальцы смотрят вверх.

«Горка»

Исходное положение: лежа на полу, руки вдоль туловища на полу, ладони смотрят вниз. Ноги вытянуты, подошвы ног упираются в мяч.

Упражнение: поднять таз, спину вверх до уровня лопаток, удерживать, напрягая мышцы ног и бедер.

Внимание: мяч должен оставаться неподвижным.

«Треугольник»

Исходное положение: лежа на полу, руки вдоль туловища на полу, ладони смотрят вниз. Ноги согнуты в коленях, положить подошвы ног на мяч.

Упражнение: упор ногами в мяч, приподнять таз, спину до уровня лопаток. Затем медленно опускать таз.

Внимание: мяч должен оставаться неподвижным.

«Мостик»

Исходное положение: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, мяч за спиной, руками удерживать мяч за рожки.

Упражнение: приподнимая таз, лечь на мяч головой и плечевым поясом, сделать «мостик», удерживать это положение.

Внимание: мяч должен оставаться неподвижным.

Желаем здоровья Вам и вашим детям!